ГОД КАЙДАНОВСКОГО. "НОЧЬ В МУЗЕЕ ПАРАДЖАНОВА".1998г. (Документальный). Режиссёр Роман Балаян. Судя по некоторым данным, последней режиссёрской работой Александра Кайдановского может считаться его документальный фильм "Маэстро" о Сергее Параджанове, - видимо, вообще единственная его документальная работа. Делал он её, по словам режиссёра реставрации картины, Льва Наумова, которого и цитировали все корреспонденты, писавшие или снимавшие репортажи с премьеры, с 1989 по 1993-й годы. Цитаты из фильма - малюсенькие - можно найти в Сети, и это - фрагменты интервью самого Параджанова, в закадровом диалоге с Кайдановским, его голос слышен. Фильм считался утраченным, был найден в 2010-м году в Архиве Рижского видеоцентра, - а именно по его заказу в конечном счёте и создавалась картина, дальше - два года реставрации, и в 2012-м прошла премьера в Московском Музее кино, ныне уничтоженном. Где наша не пропадала. Свой же замечательный - и бессловесный - фильм о Параджанове режиссёр Роман Балаян создал уже\ещё в 1998-м, это, так сказать, второй полюс высказываний о гении: чистое изображение, внутренний сюжет построен исключительно на том, что говорят нам сами параджановские работы, воспринятые во всём богатстве смыслов. Балаян, таким образом, преодолевает естественное искушение создать аллегорию Пути Художника, в духе самого Параджанова (позднего), вводит живую натуру, - дождь, птицу, пламя свечи, и камера у него ЖИВАЯ, - с проездами и как бы блуждающими панорамами. Параджанов нас, таким образом, приглашает в свой мир, а потом из него уходит, но мы остаёмся в нём. Такой фильм-метафора совершенно закономерен через десятилетие после смерти Маэстро. Свою же ленту Кайдановский начал снимать ещё при эизни Мастера, точнее, примерно за год, как утверждают очевидцы, до его смерти, и, естественно, "вживую". Он даже говорит за кадром, с понятной самоиронией, что "лучший способ снять фильм о художнике - рассказывать о его картинах, а худший - расспрашивать самого режиссёра. О репрессиях против Параджанова тогда (шла перестройка) только начали говорить в полный голос, - он сам утверждает, что сидел трижды. Но Кайдановский, судя по всему, не стал из великого мастера ваять "жертву режима" (нечто аналогичное о Тарковском всё-таки сделал Марк Ляховецкий в гневной, но, увы, плоской ленте "Группа товарищей". Прекрасно понимая и разделяя эмоции коллеги (забывать в культуре ничего нельзя) хочу заметить, что в случае с Параджановым гражданская скорбь вообще не очень уместна, потому-что он-то как раз ПРОДОЛЖАЛ работать и в тюрьме, и в лагере, создавал коллажи, писал портреты (они появятся в свой срок в фильме Романа Балаяна), он не боролся с властью в своём творчестве,, он её в упор не видел, и не тащил в свой мир социальные эмоции. А она, конечно, мстила, но это другой разговор. О Параджанове, начиная с информативных фильмов Рона Холлоуэя, снято немало хороших документальных лент, и одна из лучших - Романа Ширмана - точно определяет природу личности Параджанова: "Опасно свободный человек". Это уже постфактум. Параджанов вернулся. А Александр Кайдановский снимал об уходящем, вслед за Тарковским, великим режиссёром, оказавшимся не культурным мифом 70-х-80-х, а сложным, глубоким, капризным, артистичным и в конечном счёте радостным человеком. Остаётся надеяться, что, раз фильм "Маэстро" спасён от забвения, его можно будет посмотреть целиком, и, в свою очередь, к нему вернуться. Тема не закрыта.